Барьеры цифровизации
О барьерах цифровизации НКО говорят в целом достаточно спокойно, не как о непреодолимых препятствиях. НКО готовы справиться с большинством сложностей для цифровизации и говорят скорее о затруднениях или проблемах внедрения цифровых решений в свою работу, которые могут разрешить своими силами. Исследование показало существенные отличия в описываемых барьерах между группами НКО по уровню цифровизации. Ожидаемо, лидеры цифровизации в целом существенно реже говорили о барьерах, чем НКО с низким и средним уровнем цифровизации.
Чаще всего НКО говорили о внешних барьерах, связанных с финансированием, цифровой грамотностью сотрудников, рынком цифровых решений и IТ-специалистов. Такие барьеры как неготовность сотрудников НКО к цифровизации, их сопротивление изменениям и другие препятствия, связанные с непониманием цели вклада цифровизации в деятельность НКО, оказались менее распространенными.
1. Финансовые ограничения
Основным барьером цифровизации более половины опрошенных НКО (63%) назвали дефицит финансирования НКО. Это касается не только высокой стоимости цифровых решений и целевого характера финансирования, выделяемого на проекты НКО и оплату труда по ним, но и стоимости сопровождения и доработки, рисков, связанных с внедрением неудачных или неработающих решений. При этом большинство НКО не вполне понимают проблемы, связанные с функционированием цифровых систем и необходимостью дополнительных затрат на их работу, что снижает эффективность цифровизации этих организаций в долгосрочной перспективе.
Некоторые проекты целевые, то есть их деньги нельзя тратить. То есть можно потратить на тигров, а на серверы отдать нельзя.
Респондент 29, НКО+, экология
Это в бюджет надо закладывать. Не все, допустим, могут получить субсидию. То есть в субсидию это [цифровизацию] можно еще заложить, то есть определенную программу обеспечения, а кроме вот этого, к сожалению, довольно проблематично.
Респондент 37, НКО, ресурсный центр
Другими ограничениями, связанными с проблемой финансирования, является представление о высокой стоимости цифровизации. Мнение о том, что цифровизация — это дорого поддержало 33% опрошенных. При этом в отличие от затрат по программной деятельности цифровизация иногда воспринимается как что-то необязательное. Четверть НКО (26%) ставит в приоритет выполнение текущих задач организации над инвестициями в цифровизацию, где эффект является отложенным и негарантированным.
В ситуациях, когда вы и НКО решаете, миллион рублей потратить на детей, которым нужны трубки для дыхания, либо для хранения персональных данных — это большой вопрос на самом деле.
Респондент 33, НКО+, социальные услуги
2. Недостаток общей цифровой и компьютерной грамотности у сотрудников НКО, сложности с освоением цифровых решений
Не все сотрудники НКО активно включены в цифровую среду в своей повседневной жизни, им не хватает базовых компетенций работы с компьютером или IT-решениями (38%), что затрудняет их использование в профессиональной деятельности. Немного реже, чем в среднем, о таких проблемах говорили московские НКО и НКО-лидеры цифровизации. Наоборот, чаще о недостатке цифровых компетенций сотрудников говорили НКО, работающие на локальном уровне и на уровне одного субъекта РФ, НКО с сотрудниками старше 51 года и НКО с низким уровнем цифровизации.
Вот у нас в коллективе 90% женщин. Из этих 90% женщин — 90% с гуманитарным образованием. Я вот, цитирую, говорит: «Чат я освоила. Там Viber, WhatsApp, Instagram я освоила, а туда я даже не могу… Я что-то увидела какие-то кнопки, я даже…» Некоторые еще у нас, я вижу, с Zoom там были проблемы, не могут к Zoom подключиться, еще что-то.
Респондент 35, НКО, социальные услуги
Намного реже, чем о недостатке общей цифровой грамотности, НКО говорили о сопротивлении изменениям со стороны сотрудников, об их неготовности перестраивать работу (12%). Сотрудникам сложно и не понятно, зачем изменять привычный характер работы нужно всем, а не только сотруднику, ответственному за цифровизацию (или её инициатору). Исследование показало небольшую долю таких организаций (12%) и это интересно, потому что противоречит распространенному представлению о не продвинутости и косности корпоративной культуры в НКО, сопротивляющейся нововведениям. Более того, о неготовности со стороны сотрудников немного чаще говорили московские, а не региональные НКО, а также НКО-лидеры цифровизации. Вероятно, это связано с высоким уровнем и интенсивностью цифровых нововведений у лидеров цифровизации.
До того, как мы внедрили Office 365, они пользовались бесплатной почтой, Google Документами, чем-то еще. Когда мы им это внедрили, и они тоже долго сопротивлялись, говорили «зачем мне уйти с Google-почты, почему я перехожу на ваш Microsoft Office, зачем мне этот Outlook, он неудобный, мне неприятно».
Респондент 1, эксперт, инфраструктурные организации
3. Ограничение предложения на рынке цифровых решений
На рынке практически нет пакетных IT-решений, полностью готовых к использованию в НКО, отвечающих потребностям НКО и не нуждающихся в доработке. 28% опрошенных НКО отметили это в качестве барьера цифровизации. Существующие комплексные программы и решения практически всегда необходимо дорабатывать с учетом нужд конкретной НКО. Это относится как к базовым версиям, так и полным пакетам продуктов, разработанных для коммерческих или некоммерческих организаций. Чаще, чем в среднем о такой проблеме говорили сформировавшиеся НКО, работающие 6−15 лет, инфраструктурные НКО, занимающиеся поддержкой и развитием НКО, а также НКО, где IT-сотрудник в штате или по договору является ответственным за цифровизацию).
Вот из тех сервисов, из готовых решений, которыми пользуется бизнес, мы ничего не увидели, к сожалению. Какого-то проверенного решения, которое можно взять и сделать, как мы поняли из общения с коллегами, вообще нет. И только пробой можно понять, что из этого получится.
Респондент 33, НКО+, социальные услуги
WorldPress он бесплатный, но к нему прилагается много чего платного. Чтобы у тебя был хороший сайт, тебе нужно вкладываться в кастомизацию и в абонентку тем программистам, которые обновляют, чинят косяки и вот это вот все…
Респондент 17, НКО+, фандрайзинговые фонды, социальные услуги
4. Низкая информированность о рынке цифровых решений
НКО не знакомы или плохо ориентируются на рынке цифровых решений (20%). Организации не имеют достаточных знаний о том, какие продукты есть, сколько они стоят, какие задачи можно решить с их помощью и как определить качество таких продуктов. При существующем разнообразии цифровых решений НКО используют довольно ограниченный перечень продуктов, выбирают те, о которых чаще всего говорят в некоммерческом секторе, которые массово используют коллеги, хотя эти решения могут быть не всегда оптимальными для задач конкретной организации.
То есть у нас нет вот такой волшебной кнопки в Google: инструменты фандрайзинговые для НКО, я нажимаю и получаю топ-10 того, что мне нужно сделать. Поэтому тут реально методом проб и ошибок.
Респондент 32, НКО+, экология
Недостаточно информированности. НКО у себя там где-нибудь общаются и им неоткуда узнать о каких-то новых возможностях. Они даже могут быть бесплатным, но им неоткуда узнать, никто им об этом не расскажет. Или у них нет времени на то, чтобы искать в такую информацию.
Респондент 18, НКО+, фандрайзинговые фонды
5. Неготовность со стороны благополучателей получать услуги в цифровом виде
Этот барьер отметили 18% опрошенных. Проблема неготовности благополучателей включает, во-первых, отсутствие у них технических возможностей, в том числе доступа к Интернету, особенно у пожилых или малообеспеченных. Во-вторых, в некоторых случаях от благополучателей могут требоваться относительно продвинутые цифровые компетенции, например, установка таких программ как Zoom.
Когда мы пытались целевую аудиторию в зум увести. Какой зум? Там все пугались! То есть сидит бабушка, освоила она «Одноклассники» в лучшем случае. А куда дальше ей идти? Сложно… Возрастная сложность: работа с компьютером, отсутствие каких-то базовых знаний у многих.
Респондент 20, НКО, социальные услуги
Это все люди-колясочники… Мы их учим пользоваться обычными телефонами, но не кнопочными, а сенсорными… Это также очень непросто, я думаю, что процентов 65−70 наших членов организации до сих пор работают на телефонах клавишных, вот. Все остальные — 30%, с ними мы общаемся с сенсорных телефонов.
Респондент 21, НКО, социальные услуги
6. Проблемы взаимодействия с IT-специалистами
У НКО недостаточно компетенций для работы с IT-специалистами, они плохо ориентируются в выборе таких специалистов или говорят об отсутствии IT-специалистов, готовых работать с НКО (31%).
Основные проблемы работы с IT-специалистами следующие:
высокая стоимость оплаты труда (40%)
Мы вроде крупные, а у меня такого [специалиста] нет, я его найти не могу, его на рынке нет. Потому что, когда я пыталась искать такого человека, но на рынке это от двухсот, а лучших — триста [тысяч рублей]. Ну, я не могу столько платить, у меня нет столько денег на специалиста.
Респондент 17, НКО+, фандрайзинговые фонды, социальные услуги
сложно сформулировать техническое задание так, чтобы оно и было понятно IT-специалисту, и отвечало практическим задачам НКО (39%)
Не всегда есть возможность объяснить то, что ты хочешь, например, или даже не знаешь о том, какие есть возможности… Для того, чтобы мне коммуницировать с программистом, я брала консультацию в «Теплице социальных технологий»: «[…] Мне надо вот это перенести вот туда, чтобы это было вот так». Это я, конечно, утрирую, но по факту это такое примерно общение и получается. То есть недостаточно квалификации и знаний.
Респондент 20, НКО, социальные услуги
Программисты, они говорят вообще на другом языке и то, что мы пытались до них донести, проходило через много фильтров, долго сидели разговаривали об одном и том же.
Респондент 19, НКО, грантодающие фонды, социальные услуги
НКО сложно понять квалификацию IT-специалиста (36%), сделать выбор, с кем заключать договор на работу, а также сложно оценить качество и полноту выполненной работы
Нам нужен был сайт, и на платформе «Теплицы» откликнулось очень много волонтеров, наверное, было штук 10. Они какие-то предложения делают, которые мы вообще не понимали. Вообще не понятно было, как их выбрать. Мы не понимаем, по каким критериям их выбирать.
Респондент 38, НКО, ресурсный центр
7. Непонимание пользы цифровизации для организации
Только небольшая часть НКО не понимает, зачем нужна цифровизация или конкретное цифровое решение, как оно будет интегрировано в рабочие процессы и что конкретно оно даст в плане работы всей НКО (14%). Подобная ситуация встречается как в контексте относительно простых решений типа облачного хранения данных или сайта организации, так и в случае более сложных решений как CRM или отдельных функций на базе CRM, личных кабинетов, чат-ботов и т. д. Например, некоторые НКО воспринимают сайт как необходимую визитку, хотя основную работу и фандрайзинг ведут в социальных сетях. В этом случае НКО не понимают потенциал сайта как фандрайзингового инструмента и недостаточно используют этот цифровой ресурс.
Знаете, понимание в необходимости есть. Но вот что нужно сделать для того, чтобы это понимание свершилось, у людей нет такого понимания. У них есть базовое понимание, заключающееся в том, что им нужно собирать больше денег от физиков. Дальше люди слышат что-то благословительное из серии «email-рассылки», «смс-рассылки», «телемаркетинг», и думают, что им это нужно. Но как это нужно делать, кто может этим заняться, ну, понимание отсутствует. Зачем это надо? Почему это надо? Почему внедрение CRM начнет приносить кучу денег?
Респондент 9, НКО+, социальные услуги
8. Отсутствие точных знаний о требованиях законодательства о персональных данных
НКО не знают точно, что нужно для соблюдения закона о персональных данных при цифровизации. Есть мнение, что собираемые при использовании цифровых систем данные являются риском для НКО, поскольку выполнить все (неясные) требования законодательства сложно и дорого.
Очень много правил, которые боишься нарушать. Если идти по пути такого соблюдения, в разы больше надо тратить на эту цифровизацию. Но если мы хотим просто соблюдать, то лучше не цифровизироваться, лучше все делать на бумаге, гораздо все будет безопасно для нас… Наше законодательство в этом нам очень сильно мешает, потому что там столько требований, как нужно хранить персональные данные, то очень сложно это соблюдать и при этом делать процессы оптимальными и оперативными.
Респондент 27, НКО+, социальные услуги
Основные выводы
НКО воспринимают барьеры цифровизации не как непреодолимые препятствия, а как затруднения, которые в большинстве случаев могут разрешить при необходимости своими силами.

НКО в целом чаще всего говорят о барьерах, связанных с финансированием, низким уровнем цифровых компетенций сотрудников и незнанием рынка цифровых решений и IT-специалистов.

НКО не имеют достаточных знаний о том, какие цифровые продукты есть на рынке, сколько они стоят, какие задачи можно решить с их помощью и как определить качество таких продуктов. Проблемы выбора IT-специалистов также связаны с непониманием, как их выбрать, как поставить задачу, как оценить качество работы.

В среднем только небольшая часть опрошенных НКО не понимает, зачем им нужна цифровизация или конкретное цифровое решение, какую практическую пользу это принесет работе организации. При этом среди НКО с низким уровнем цифровизации таких организаций в два раза больше — каждая третья НКО.

Барьеры цифровизации ожидаемо отличаются у НКО с разным уровнем цифровизации. Для НКО-лидеров больше, чем для других НКО, значимы отсутствие пакетных решений и неготовность сотрудников перестраивать свою работу, их сопротивление изменениям. Для НКО со среднем уровнем цифровизации наиболее актуален дефицит финансирования. НКО с низким уровнем цифровизации говорят о трудностях по всем направлениям: недостатке цифровых компетенций сотрудников, непонимании, что цифровизация даст НКО, отсутствии инициативы со стороны руководителя, недостаточном знании рынка цифровых решений.