Об исследовании
Цифровизация — глобальный процесс, охватывающий все сектора экономики и сферы общественной жизни. Сегодня в России, согласно данным Евромонитора за 2019 г., 83% россиян имеют доступ к интернету (16 место в мире), 63% пользуются мобильным интернетом со смартфона (22 место в мире), 38% пользуются интернет-банкингом (27 место в мире) и 22% совершают онлайн покупки и заказывают товары через интернет (20 место в мире). Каждый из перечисленных показателей существенно вырос за последние пять лет. Уровень цифровизации государственных сервисов в России по данным исследования ООН E-Government Development Index (EGDI) относится к категории «очень высоких». Наблюдаемая цифровизация в коммерческой сфере и сфере государственного управления ставит перед НКО вызов соответствовать современному тренду, который формирует определенные ожидания от благотворительных и социальных организаций со стороны потенциальных доноров и благополучателей. В долгосрочной перспективе цифровизация некоммерческих организаций является необходимым условием выживания и конкурентоспособности.
В России тема цифровизации некоммерческого сектора мало изучена и только входит в исследовательское поле. Тем не менее за последний год появился ряд исследований и обзоров, ставящих целью оценку распространенности применения различных цифровых технологий в деятельности НКО и благотворительных организаций, а также перспектив их внедрения в будущем. Имеющиеся исследования используют методологию онлайн-опроса, что, с одной стороны, дает возможность количественно замерить текущее состояние и распространенность применения тех или иных практик, а с другой — не позволяет глубже понять реальные стимулы и барьеры цифровизации некоммерческого сектора. В нашем исследовании мы объединили качественные и количественные данные для получения комплексной оценки состояния цифровизации некоммерческого сектора в России.
Цель исследования — выявление практик применения цифровых технологий, основных барьеров и стимулов цифровизации российских НКО
Задачи исследования
1
Сформировать реестр практик цифровизации среди российских НКО и оценить уровень их распространенности
2
Выявить основные барьеры внедрения цифровых технологий и их интеграции в рабочие процессы в НКО, в т. ч. с точки зрения цифровой компетенции сотрудников и ресурсных возможностей НКО
3
Определить наличие и характер эффектов от практик цифровизации на отдельные стороны работы организации
4
Установить влияние распространения коронавируса на цифровизацию НКО
5
Сформировать перечень лучших практик применения цифровых технологий в работе НКО (в т.ч. в разрезе размера организаций и направлений их деятельности) и разработать рекомендации по цифровизации некоммерческого сектора
Дизайн исследования
Исследование основано на основе методологии смешанных исследований, когда объединяются качественные (интервью) и количественные (опрос) методы исследования для получения более обоснованных и подкрепленных различными типами данных результатов.

Сроки реализации проекта: октябрь 2020 — март 2021.
Предварительный этап
Обзор литературы
Качественный этап
Интервью с НКО и экспертами
Количественный этап
Онлайн-опрос НКО и экспертов
Предварительный этап
На предварительном этапе исследования был проведен обзор литературы и существующих прикладных и академических исследований по теме цифровизации в целом и цифровизации НКО в частности. Полученные выводы мы обсудили с экспертной группой по исследованию, чтобы более точно сформулировать основные гипотезы исследования, уточнить выборку НКО и подготовить гайд интервью для качественного этапа исследования. Экспертная группа состояла из представителей НКО и экспертов в области цифровизации, всего восемь участников.
Качественный этап
На качественном этапе исследования было проведено 40 полуструктурированных интервью с тремя категориями респондентов:
  • НКО+: 18 интервью с представителями НКО, имеющих, по предварительным экспертным оценкам или по результатам интервью, «продвинутый» уровень цифровых компетенций
  • НКО: 14 интервью с НКО, использующими лишь базовые цифровые технологии
  • эксперты: 8 интервью с экспертами — представителями НКО, IT-специалистов и IT-компаний, работающих с НКО
Среди 40 НКО и экспертов, принявших участие в качественном этапе исследования, 25 московских организаций, остальные опрошенные — из крупных (Санкт-Петербург, Самара, Пермь, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск) и средних (Рязань, Белгород, Череповец) городов.

Распределение опрошенных НКО по видам и направлениям деятельности следующее:
  • 19 организаций из сферы оказания социальных услуг (детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям, ВИЧ-положительным)
  • 4 фандрайзинговых фонда
  • 3 экологических организации
  • 3 инфраструктурных НКО
  • 2 правозащитных организации
  • 1 волонтерская организация
Все интервью проводились в онлайн формате. Аудиозаписи интервью были расшифрованы и закодированы методом сквозного тематического кодирования в программе Atlas.ti. В результатах исследования представлен анализ цитат интервью респондентов по тематическим кодам. В качестве примеров цитат респондентов выбирались наиболее емкие и содержательные высказывания различных категорий респондентов.

Гайд интервью
Количественный этап
Сбор количественных данных проведен методом онлайн-опроса НКО по базе email-адресов, собранных Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ. В результате опроса получено 425 ответов, 412 из которых вошли в итоговый массив после проверки соответствия, что ответившие представляют НКО, а не иную (например, бюджетную) организацию. Итоговая выборка сбалансирована по направлениям деятельности НКО, региону регистрации и возрасту организации.

Полученные данные были проанализированы методами частотного и кластерного анализа в пакете SPSS. Для визуализации данных использовался Microsoft Power BI.

Анкета онлайн-опроса
Данные опроса в Excel
Данные опроса в SPSS

При использовании данных для вторичного анализа использовать следующую ссылку:
Скокова Ю., Корнеева И., Краснопольская И. и др. Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты. 2021. Исследование выполнено Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор».

Опрошенные НКО мы относили к категории «продвинутых» в случае, если а) у них есть IT-специалист или IT-отдел, что косвенно свидетельствует о высокой вовлеченности НКО в работу с цифровыми сервисами, или б) организация применяет в своей работе сложные и относительно редкие для сектора технологии, например, CRM-системы, сайты с личным кабинетом, принимает онлайн-пожертвования и работает с полученными данными по сегментации доноров. В остальных случаях, когда, например, у НКО имеется свой простой сайт-визитка, ведутся социальные сети, в работе используется облачное хранилище, организация относилась к категории «обычных» НКО. Полный список базовых и продвинутых технологий, применяемых НКО, смотрите в разделе «Практики цифровизации».
Описание выборки